Russian   English   Arabic  
Главная / Россия - Арабский мир / Новости арабского мира / Arafnews / Ливан
Поиск по сайту

Деловые новости

РАДС на Фейсбуке

RABC on


Учредитель РАДС
Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Генеральный Союз торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран

Версия для печати Версия для печати

ArafNews


Кредиты частному сектору – главный движитель ливанской экономики 09.12.2016

Кредиты частному сектору – главный движитель ливанской экономики

Жозеф Барак, аль-Джумхурийя, перевод Arafnews/ Кое-кто вознамерился затеять кампанию в СМИ против Банка Ливана, банковского сектора и лично его управляющего Риада Салама с целью осуждения проводимой политики кредитования частного сектора. И если приводимые этими людьми цифры не вызывают сомнений, их трактовка далека от экономической теории.

Экономическая теория рассматривает экономику как человека, передвигающегося на двух ногах: это, во-первых, инвестиции, а во-вторых - потребление. Отсутствие одной из этих двух опор или ее ослабление означает ослабление экономики. Именно это и происходит сегодня с ливанской экономикой, страдающей от недостатка инвестиций и, как следствие, отсутствием роста. Инвестиции в результате запрета со стороны государств Залива, ставшей реакцией на политические решения Ливана после 2011 года, упали до исторического минимума. Этот запрет привел к сокращения объема инвестиций в Ливан с более чем US$4,4 млрд в 2010 году доUS$2,3 млрд в 2015 году.

Предполагалось, что в 2016 году объем инвестиций сократится до менее чем US$2 млрд, однако избрание генерала Мишеля Ауна Президентом республики и поручение Сааду Харири сформировать правительство, без сомнения, изменит эту ситуацию.

С другой стороны, сохранение потреблением своей динамики и роста зависит от двух факторов: во-первых, перемещение беженцев, во-вторых, банковские кредиты частному сектору. Это не вполне естественно, поскольку экономическая теория гласит, что в основе финансирования потребления должна лежать экономическая деятельность, являющаяся производной от работы экономического механизма, т.е. заработная плата занятых, в первую очередь, в частном секторе.

К сожалению, недостаточность инвестиций в частном секторе является причиной эрозии экономической машины. Миграция из Сирии ударила по рынку труда, прежде всего – по наименее обеспеченным гражданам и части среднего класса. Таким образом, поддержка потребления за счет хозяйственной деятельности при данных обстоятельствах невозможна.

Эта ситуация развивается на фоне активной накачки ливанского государства банковскими кредитами за счет выпуска казначейских облигаций. Проблема в том, что чрезмерное потребление капитала ливанским государством лишает частный сектор ресурсов для инвестиций.

Управляющий ЦБ Ливана считает, что имеет место всплеск потребительского банковского кредитования частного сектора. Кроме того, он подписал циркуляр №369, за который его критикуют те, кто сегодня осуждает денежно-кредитную политику ЦБ. Этот циркуляр, выпущенный в августе 2014 года, обязывает заемщика обеспечивать до 25% собственных средств от стоимости покупки. Целью издания данного циркуляра было ограничение кредитования частного сектора, которая, однако, достигнута не была. Это побудило Совет управляющих Ассоциации банков в феврале 2015 года повысить процентные ставки по потребительским кредитам. И, соответственно, рост кредитования частного сектора снизился с 8% в 2014 году до 6,5% в 2015 году.

Но, несмотря на эти меры, кредитование частного сектора продолжало расти, хотя и более медленными темпами. Проблема заключается в том, что Банк Ливана сталкивается с дилеммой: регламентированное ужесточение кредитования означает ликвидацию потребления и тем самым конец ливанской экономики, с другой стороны - ослабление контроля над кредитованием приводит к росту задолженности и может негативно сказаться на банковском секторе. Судить об этой ситуации возможно только, имея в своем распоряжении данные, которыми, располагают монетарные власти, поэтому следует доверять управляющему Центральным банком и его денежно-кредитной политике.

Экономическая теория разделяет финансовую политику, являющуюся одной из функций управления, и денежно-кредитную политику, которая является одной из задач Банка Ливана. Хотя многие не видят смысла в этом разделении, им следует знать, что оно является основой свободной капиталистической системы.

Инвестиции и потребление являются двумя ипостасями финансовой политики ливанского правительства, так что, о какой политике мы говорим? На самом деле в настоящее время никакой финансовой политики у ливанского государства нет: экономика отдана на милость Всевышнего и предприимчивости ливанца (будь он инвестор или потребитель).

Да, мы можем сказать, что Банк Ливана вышел за пределы денежно-кредитной политики, поддержав потребителя и несколько жестко обойдясь с инвестициями (субсидируемые кредиты Центрального банка Ливана), но эта поддержка предотвратила крах экономики и не позволила разрушить, прежде всего, банковский сектор. Знает ли благородный читатель, что доля банковских кредитов в общей задолженности сектора недвижимости составляет до 20%, и что любое замедление в экономике может привести к образованию пузыря на рынке недвижимости, который может разрушить всю банковскую систему?

Мы были первыми, кто критиковал политику коммерческих банков в области кредитования, заинтересованных в потребительской, но не инвестиционной составляющей. Мы считаем, основной задачей банков является финансирование экономики, и инвестиций, и потребления, и, следовательно, и единственно за что можно критиковать ливанские банки - это за не финансирование инвестиций, за чересчур жесткие условия предоставления кредитов компаниям и частным лицам, желающим реализовать инвестиционные проекты. С этой точки зрения, мы видим, что вмешательство Банка Ливана, заставляющего банки выдавать инвестиционные кредиты частному сектору рассматривается некоторыми как посягательство на свободный рынок и поэтому не допустимо. Решение кроется в создании системы стимулов, поощряющих банки к этому шагу, однако проблема в том, что страсть государства к деньгам разжигает огромный аппетит банков, видящих, что инвестиции в казначейские облигации значительно выгоднее.

Поэтому разорвать этот порочный круг возможно только за счет сокращения бюджетного дефицита и снижения уровня государственного долга, что означает ослабление спроса государства на деньги.

Остается только возлагать надежды на новое правительство, которое сможет перезапустить экономический механизм за счет активизации прямых иностранных и внутренних инвестиций путем принятия закона о государственно-частном партнерстве, а также защитит ливанский рынок труда от иностранной рабочей силы – конкурента ливанских работников. Эта последняя мера может помочь с финансированием потребления, в то время как иностранная рабочая сила выводит за границу большую часть своих заработков.

В заключение необходимо отметить новый договор, которое предусматривает объем платежей по государственному долгу на 2017 год в размере US$7,9 млрд. Эти обязательства являются большой проблемой для нового договора, и только Банк Ливана способен спасти государство. И поэтому мы выражаем пожелание Президенту республики генералу Мишель Аун поддержать Центральный банк Ливана и не позволить политическим пристрастиям подорвать доверие к ливанской банковской системе, что означало бы разрушение экономики.


Возврат к списку


Новости предоставлены информационным агентством АрафНьюс.





© Российско-Арабский Деловой Совет, 2004-2019. Перепечатка возможна только с ведома и при согласии РАДС.