Russian   English   Arabic  
Главная / Россия - Арабский мир / Общая информация
Поиск по сайту


Мусульманский календарь

Версия для печати Версия для печати

Основы календаря. Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы - вавилоняне, евреи, греки, китайцы - первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы.

Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.

Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности ("турецкий цикл"), либо на 30-летней периодичности ("арабский цикл"). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.

Месяцы. Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев. Их названия и число дней даны в таблице.

Месяцы мусульманского календаря.

Порядковый № месяца

Название месяца

Число дней

Порядковый № месяца

Название месяца

Число дней

1

Мухаррам

30

7

Раджаб

30

2

Сафар

29

8

Шаабан

29

3

Раби I

30

9

Рамазан

30

4

Раби II

29

10

Шаввал

29

5

Джумада I

30

11

Зу-л-каада

30

6

Джумада II

29

12

Зу-л-хиджа

29 или 30

Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа - последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.

Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.

Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних - они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.

Високосные годы. Если календарь построен на "арабском цикле", то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.

Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.

Если же календарь построен на "турецком цикле", то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.

Хронология. Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра - арабское слово, переводится как "откочевка".) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).

Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.

Перевод дат мусульманского календаря на григорианский и наоборот. Для приближенного перевода дат с мусульманского календаря па григорианский можно пользоваться следующей формулой:

Г = М + 622 - (М/33)

где Г - год григорианского календаря, М - год мусульманского календаря.

Если, например, требуется узнать, какому году нашего календаря соответствует 1389 год хиджры, то подставив в формулу вместо М число 1389, получим

Г = 1389 + 622 -(1389/33) = 1969 -.

Знак "минус" показывает, что от деления 1389 на 33 осталась некоторая дробь, которую необходимо отнять от числа 1969. Следовательно, мы устанавливаем, что 1389 год лунной хиджры соответствует 1968- 1969 году григорианского календаря.

Желая определить, какому году лунного календаря соответствует какой-либо год григорианского календаря, например 1970, пользуются формулой

М = Г - 622 + ((Г-622)/32)

в которой значения М и Г остаются прежними. Сделав необходимую подстановку, получим

М=1970 - 622 +((1970-622)/32) = 1390+.

Здесь знак "плюс" указывает, что от деления разности 1970-622 на 32 остается некоторое дробное значение, которое необходимо прибавить к полученному числу 1390. Следовательно, 1970 год григорианского календаря соответствует 1390-1391 году мусульманского календаря.

Формулы, которыми мы пользовались, дают только приближенное значение определяемой даты, иногда с ошибкой ±1 год. Для более точного перевода дат с хиджры на нашу эру или наоборот существуют особые способы, которые здесь не приводятся. Однако необходимые ответы можно получить с помощью специальных таблиц.

Многообразие календарных систем. Мусульманский лунный календарь был создан арабами, и поэтому он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока. Однако кроме этого календаря в странах Востока применяется множество других календарных систем и с иными летосчислениями. Так, в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и в некоторых других странах кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Это такая календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия - 20 или 21 марта. Однако счет в ней ведется так же, как и в лунной хиджре, т. е. с 622 г. н. э.

Так как год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, а солнечной хиджры - 365 или 366 дней, то со временем накопилась разница между этими двумя календарями. Она увеличивалась на один год каждые 33 года. С 622 г. н. э. к 1969 г. разница между этими двумя календарями достигла 41 года: по лунной хиджре с 20 марта 1969 г. пошел 1389 год, а по солнечной - только 1348 год.

Кроме календарей хиджры (лунной и солнечной) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями. Поэтому из-за обилия календарных систем и их особенностей пересчет одной из них в другую представляет большие трудности и нередко требует специальных таблиц.

Точность мусульманского календаря. Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении "арабского цикла" лунного календаря, новолуние сдвинется всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь но прошествии 2500 лет. Следовательно, точность лунного календаря очень высокая.

Появляется ли такая точность лунного календаря преимуществом перед другими календарными системами, например перед юлианским календарем, который гораздо менее точен? Нисколько. Дело в том, что в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют. Чтобы установить время года, нужны специальные таблицы.

Зачем же понадобилось Мухаммеду создавать такой несуразный календарь? Ведь до его создания многие арабские народы пользовались лунно-солнечным календарем, в котором начало года не только совпадало с новолунием, но и с определенным временем года.

В одной из глав Корана, "священной книги" мусульман, содержится категорическое запрещение считать год иначе, как в 12 лунных месяцев. Никаких обоснований этого правила не дано.

Источник: grigam.narod.ru

 

О МУСУЛЬМАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ

В мире ислама счет годам ведется от события, которое положило начало первой мусульманской общине. Она сформировалась после переселения пророка Мухаммеда и небольшого числа его сподвижников из Мекки, где их преследовали, в Медину, где их признали. По-арабски "переселение" - "хиджра", отсюда и название мусульманского календаря.

Событие Хиджры произошло в 662 году, по Юлианскому летоисчислению. И начало календаря установлено на первое число первого месяца - мухаррама - в бытовавшем тогда арабском календаре (солнечно-лунном).

Хиджра - лунный календарь, и год в ней - это продолжительность 12 оборотов Луны вокруг Земли. То есть в нем 354(355) дня; 33 года Хиджры примерно равны 32 солнечным годам.

Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, т.е. начало новой четверти - это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, т.е. 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других - 30. Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, 12. Их названия сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре:

Месяц в Хиджре - период между двумя новолуниями. Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, 12. Их названия сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре:

1. мухаррам - 29 дней, переводится "запретный, священный". В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.

2. сафар - 30 дней, переводится "желтый". Это название осеннего месяца когда растения желтеют и увядают.

3. раби-авваль - 29 дней, первый Раби. Хотя в современном арабском "раби" означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц был осенним.

4. раби-сани - 29 дней, второй Раби.

5. джумада-авваль - 29 дней, слово "джумада" происходит от глагола "застывать, замерзать". Этот месяц был зимним.

6. джумада-сани - 30 дней, вторая джумада, этот месяц так же был зимним.

7. раджаб - 29 дней, название происходит от слова "воздержаться от насилия". Раджаб месяц воздержания от походов и военных действий.

8. шаабан - 30 дней, название происходит от глагола "разделяться". В этот месяц племена отправлялись в походы.

9. рамадан - 30 дней, название происходит от глагола "быть раскаленным". В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.

10. шавваль - 30 дней, название происходит от глагола "сниматься с места". Шавваль - месяц кочевий.

11. зуль-каада - 29 дней, название происходит от глагола "сидеть, находится на месте". Зуль-Каада - месяц стоянок.

12. зуль-хиджа - 30 дней, название происходит от глагола "совершать паломничество". Зуль-Хиджа - месяц посещения святых мест.

 

Прежде, в доисламские времена, месяцы сохранялись на своих местах в течении солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления "лишних дней" к лунному году добавлялся 13-й месяц - "наси". Однако в 631 году Мухаммед запретил мусульманам добавлять эти дни (запрет отражен в Коране, где сказано, что Луна является мерилом времени), и мусульманский год стал чисто лунным (и на 11 суток короче солнечного). Так что теперь месяцы не привязаны к сезонам. И потому, например, месяц рамадан, название которого в переводе с арабского означает "жгучий", может быть и зимой...

По новолуниям определяются и даты мусульманских праздников и памятных событий на каждый год.

Раджаб- Священный месяц. В память вознесения пророка Мухаммеда на "седьмое небо" на чудесном существе "Бурак". Это событие называется мирадж.

Рамадан (по-персидски и по-тюркски "рамазан")- Священный месяц, девятый месяц мусульманского лунного календаря - месяц поста.

Еще в доисламские времена в Мекке один из месяцев года посвящали благочестивым делам.

Мусульманский пост был установлен пророком Мухаммедом через 17-18 месяцев после хиджры. В течение этого месяца в дневное время,до наступления темноты, не допускаются прием пиши и курение, а также азартные игры, всевозможные развлечения и интимные отношения между супругами. Пост рамадан установлен в напоминание о том, что именно в этот месяц Мухаммед был впервые осенен Божественным Откровением. Он услышал речения, смысл которых - величие Аллаха.

Пост завершается радостным трехдневным праздником «Ид аль-фитр»(тюрк. "ураза-байрам"). После праздничной трапезы мусульмане раздают милостыню, делают подарки родственникам и друзьям, посещают могилы предков.

Ночь с 26 на 27 рамадан по-арабски называется "Лейлят-аль-кадр" - "ночь могущества", ночь ниспослания Корана через пророка Мухаммеда. Ее называют также "ночь предопределения"; в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей.

Некоторые мусульманские богословы затрудняются точно датировать "ночь могущества" (как и отдельные другие события), поэтому принято все нечетные ночи последних десяти суток рамадана посвящать делам благочестия.

На месяц рамадан приходится несколько важных дат истории ислама:


1. День рождения Хусейна - внука пророка Мухаммеда (6 рамадан).
2. День смерти Хадиджи - жены Мухаммеда (10 рамадан).
3. День битвы при Бадре (17 рамадан).
4. День вступления Мухаммеда в Мекку (21 рамадан).
5. День смерти Али, а также имама Али ар-Рида (21 рамадан).
6. День рождения Али (22 рамадан).

Одна из этих дат имеет косвенное отношение и к священному смыслу самого месяца рамадан.

Хадиджа бинт Хувайлид - жена пророка Мухаммеда - недаром считается первой мусульманкой: именно она сразу поверила в истинность откровений, ниспосланных Мухаммеду, в его посланническую (расул) и пророческую (наби) миссию. Хадиджа морально и материально помогала Мухаммеду вести проповеди, когда жители Мекки были враждебно к нему настроены. Хадиджа родила Мухаммеду сына Касыма (умершего в младенчестве) и четырех дочерей (Рукайа, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатима). Образ Хадиджи в предании несколько заслонен образами жены пророка Лиши и дочери Фатимы; вместе с тем Хадиджу высоко чтят в суфийской традиции. Суфиями Хадиджа воспринимается как воплощение одного из этапов восхождения души к Богу (воплощение "вдохновенной души" - "нафс аль-мулхима", третьего этапа восхождения). В суфийской "Поэме о Море Женщин" об этом сказано так:
"Третьи врата именуются Ха,
Они - стоянка Хадиджи Великой...".

Шавваль- Тоже священный месяц. На него приходится праздник разговения после окончания поста - ид-аль-фитр (тюркское - ураза-байрам).

Зуль-хиджжа- Священный месяц, большой хадж - паломничество. На этот месяц приходится и праздник жертвоприношения -ид-аль-адха (тюркское - курбан-байрам) в память жертвоприношения Ибрахима (библейского - Авраама).


Вернуться






© Российско-Арабский Деловой Совет, 2004-2014. Перепечатка возможна только с ведома и при согласии РАДС.